Александр сергеевич пушкин

Избранная библиография

Поэмы:

  • «Руслан и Людмила»
  • «Кавказский пленник»
  • «Гавриилиада»
  • «Вадим»
  • «Братья разбойники»
  • «Бахчисарайский фонтан»
  • «Цыганы»
  • «Граф Нулин»
  • «Полтава»
  • «Тазит»
  • «Домик в Коломне»
  • «Езерский»
  • «Анджело»
  • «Медный всадник

Роман в стихах:

«Евгений Онегин»

Драма:

  • «Борис Годунов»
  • «Маленькие трагедии»
  • «Скупой рыцарь»
  • «Моцарт и Сальери»
  • «Каменный гость»
  • «Пир во время чумы»
  • «Русалка»

Проза:

  • «Арап Петра Великого»
  • «Выстрел»
  • «Метель»
  • «Гробовщик»
  • «Станционный смотритель»
  • «Барышня-крестьянка
  • «История села Горюхина»
  • «Рославлев»
  • «Дубровский»
  • «Пиковая дама»
  • «История Пугачева»
  • «Египетские ночи»
  • «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»
  • «Капитанская дочка»

Сказки:

  • «Жених»
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»
  • «Сказка о медведихе»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Сказка о золотом петушке»

Могила была пустой

Официального вскрытия могил императоров не производилось. Протоколы об этом если и составлялись, то до сих пор засекречены или утеряны. Устанавливать истину приходится по отрывочным свидетельствам «очевидцев» и «современников». А все понимают, насколько такие свидетельства субъективны, а иногда могут быть и просто выдуманы.

Многие свидетели говорили о том, что вскрытие гробницы Александра I, тайно произведённое большевиками в 1921 году, обнаружило её пустую. Однако все без исключения такие свидетельства, приведённые Эйдельманом в его книге-расследовании – из вторых и третьих рук. Они передают лишь слова других людей. Ни одно из них проверить сейчас не представляется возможным. Поэтому и не станем приводить их здесь.

«Казалось бы, достаточно для выводов, – писал Эйдельман, – что: 1) в 1921 году гробница Александра I была пуста; 2) отсюда с огромной долей вероятия следует, что она была пуста и до 1917 года».

Но есть и альтернативная версия. Её упомянул в своей книге воспоминаний «Эшелон», известный советский астрофизик Иосиф Шкловский (1916-1985). По его словам, он разговаривал когда-то со свидетелем вскрытия могилы адмирала графа Алексея Орлова, брата фаворита Екатерины II, победителя в Чесменском сражении.

Большевики искали несметные сокровища, которые якобы были положены в гроб графа. Не найдя богатств, разочарованные большевики выбросили труп Орлова в канал. Также могли поступить и с телом Александра I. Шкловский приводил ещё жалобу известного антрополога Михаила Герасимова, автора реконструкций лиц исторических персонажей по их черепам. Он неоднократно обращался к советскому правительству с просьбой разрешить эксгумацию могил императоров и в частности Александра I, но получал отказ.

Нелишне добавить, однако, что книга воспоминаний под авторством Шкловского вышла в свет в 1991 году – через шесть лет после его смерти.

Положить конец любым толкам и слухам могла бы эксгумация захоронений самодержцев в наше время. Но с этим явно никто не торопится.

«Когда для смертного умолкнет шумный день…»

Из опубликованного в «Новом времени» доклада В.
Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его

Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью. Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями

Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем – обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв.

Кирпичный цоколь заменили на гранитный

Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась

Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали. Через образовавшуюся дыру реставраторы увидели, что спустя 65 лет установленный дубовый гроб с телом Пушкина сохранился настолько хорошо, что местами можно было рассмотреть куски парчового позумента. Его фрагмент, кстати, был снят с гроба и отправлен в Пушкинский музей.

В ходе реставрации 1902 года свод склепа переложили с использованием цементного раствора и укрепили железными балками

В докладе В.Назимов обращал внимание, насколько облегчена теперь работа следующим реставраторам. Чтобы добраться до гроба, им потребуется от силы 20 минут

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням — чудотворным иконам Богородицы — обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал — дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь — приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании «Бориса Годунова». Так, здесь поэт услышал присказку «Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит», вошедшую в сцену «Корчмы у Литовской границы».


В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром — за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное — здесь ежедневно возносится молитва «об упокоении боярина Александра со сродники». В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года».

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Памятник на могиле Пушкина фото

Памятник поэту поставили в 1841 году, спустя 4 года после захоронения. Памятник сделан из мрамора и выполнен на заказ вдовы Пушкина известным в то время Петербургским мастером по изготовлению монументов А.М. Пермогоровым.Могила Пушкина, где находится памятник, расположена около восточной стены собора. К могиле можно подойти по 46-ступенчатой огороженной каменной лестнице. По периметру площадка огорожена балюстрадой. В середине — скромный обелиск из белого мрамора, стоящий на арке, в нише которой, расположена мраморная урна с накинутым покрывалом.

Памятник невысокий (всего около 2 м), украшен также барельефами скрещенных факелов. Выше изображен лавровый венок со звездой внутри и небольшой крест. Свод поставлен на черный цоколь с надписью.

По неподтвержденным сведениям проект и рисунок памятника создал сам Пушкин, а затем в день дуэли передал бумаги своему секунданту Меджнису. 1 февраля Натали Пушкина встречается с ним и получает пакет с эскизом и инструкциями, предназначенными для мастеров по камню.

Интересным является факт, что на памятнике изображена звезда Давида (шестиугольная звезда «магендавид»). Когда царь Николай І узнал об этом, то повелел приделать к стеле еще и христианский крест.

Так получилось, что Пушкин похоронен под. двумя крестами: еврейским и христианским.

Ненаписанные свидетельства

Намного интереснее оказались устные свидетельства очевидцев, которыми они делились в приватных беседах. По словам того же Лидина, берцовую кость и левое ребро Гоголя он вместе с другими участниками тайно похоронил на монастырском Новодевичьем кладбище по мистическим соображениям.

Историк-литературовед М. Барановская, которая также присутствовала при вскрытии саркофага писателя, подтверждает, что после того, как гроб открыли, головы у тела Гоголя не было. Ходили слухи, что череп украли по заказу московского коллекционера А. Бахрушина, и якобы среди экспонатов Бахрушинского музея театра есть неизвестные черепа, один из которых точно Гоголя.

Расследование провел Леопольд Ястржембовский, и никаких черепов в музейной коллекции известного московского мецената не обнаружил.

Еще один свидетель раскопок, историк-археолог А. Смирнов, опровергает слова писателей и говорит, что после открытия крышки гроба голова у тела была, но она была нехарактерно повернута почти на 100 градусов.

Историк А.С. Соловьев утверждает, что после того, как место раскопали, гроб вообще не нашли, но в склепе Гоголя была обнаружена сеть подземных ходов и большое количество воздушных шахт…

Свидетельства очевидцев – это, безусловно, лучше, чем ничего, но тайна головы автора «Вия», его перезахоронений, мистических снов и всего прочего остается открытой. Очень жаль, что Владимиру Лидину не удалось сделать ни одного фото – ни саркофага писателя, ни того, что в нем находилось. А может, снимки есть и просто ждут своего часа?

«Когда для смертного умолкнет шумный день…»

Из опубликованного в «Новом времени» доклада В. Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его

Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью. Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями

Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем – обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв.

Кирпичный цоколь заменили на гранитный

Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась

Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали. Через образовавшуюся дыру реставраторы увидели, что спустя 65 лет дубовый гроб с телом Пушкина сохранился настолько хорошо, что местами можно было рассмотреть куски парчового позумента. Его фрагмент, кстати, был снят с гроба и отправлен в Пушкинский музей.

В ходе реставрации 1902 года свод склепа переложили с использованием цементного раствора и укрепили железными балками. В докладе В

Назимов обращал внимание, насколько облегчена теперь работа следующим реставраторам. Чтобы добраться до гроба, им потребуется от силы 20 минут

Михайловское

Возвращение в отчий дом для поэта обернулось очередной ссылкой. Собственный отец надзирал за родным сыном, и такая жизнь для свободолюбивого Александра Сергеевича была просто невыносима. В результате серьезного конфликта с отцом вся семья, включая мать, брата и сестру, покинула Михайловское и перебралась в столицу. Пушкин остался один в компании Арины Родионовны.

Несмотря на подавленное состояние и уныние, на протяжении двух лет, проведенных в Михайловском, поэт много и плодотворно работал. Пушкину были чужды обычные «помещичьи» забавы. Он много читал, восполняя пробелы в домашнем и лицейском образовании. Поэт постоянно выписывал книги из столицы, которые досматривались полицией, его письма также вскрывались и прочитывались.


Восстание 14 декабря 1825 года

В этих условиях были написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», множество стихотворений (в том числе «Зимнее утро», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, несколько глав «Евгения Онегина».

Известно, что во время ссылки в Михайловском к Пушкину приезжал его давний и лучший лицейский друг – Пущин. Также поэт общался с семейством Осиповых — помещиками, которым принадлежало соседнее село Тригорское.

Известие о восстании 14 декабря 1825 года, в организации которого участвовали многие из друзей и знакомых поэта, застало Александра Сергеевича врасплох. Вероятность того, что опальный Пушкин принял бы участие в восстании, была настолько велика, что друзья обманули его, назвав неверную дату готовящегося переворота и сохранив для Родины великого поэта. Многие участники мятежа были сосланы в Сибирь, а главные зачинщики — повешены.

Метод Герасимова

Попытки восстановления облика живших ранее людей предпринимались еще с середины XVIII века, но все они оказались неудачными. К 30-м годам XX века сложилось мнение, что череп сохраняет очень мало информации, поэтому по нему невозможно реконструировать индивидуальные особенности внешности. В лучшем случае – можно определить антропологический тип.

Легендарный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов наглядно опроверг это утверждение. Многолетние исследования антропологического материала помогли ему выявить ключевые особенности, которые позволяют воссоздать лицо конкретного человека. Ученый замерял толщину мягких покровов, изучал места крепления лицевых хрящей, связок и мышц, препарировал глазные и носовые области. Свои изыскания он изложил в 1955 году в монографии «Восстановление лица по черепу».

Для преодоления скептических настроений Герасимов неоднократно участвовал в криминалистических экспертизах. Он точно восстанавливал облик погибших людей по черепу и сравнивал свой вариант с прижизненными фотографиями пострадавших.

В 40-е годы Герасимова приглашают для антропологической реконструкции знаменитого полководца Тамерлана. Затем по личному поручению Сталина ученый восстанавливает облик прославленного адмирала Федора Ушакова. В 60-е годы успешно работает над воссозданием внешности Ивана Грозного и его сына Федора. После скоропостижной кончины Михаила Герасимова в 1970 году, дело его жизни продолжили многочисленные ученики.

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Страх перед убитым поэтом

После отпевания в Конюшенной церкви его тело было отправлено к месту погребения в обстановке величайшей секретности. Чего боялись власти и почему они хотели скрыть от народа, где могила Пушкина — поэта, которого к тому времени знала вся Россия? Ведь известие о его смерти уже успело облететь Петербург, и тысячи людей приходили к дому на Фонтанке проститься с ним. Вероятно, понимали, что в тот день сознание масс было парализовано общим для всех горем, и потому толпа оставалась безмолвной. Но какие в дальнейшем формы могло принять возмущение убийством поэта, было неизвестно, и власти опасались народных волнений.

Поэтому высочайшим указом повелевалось, дабы избежать ненужных проблем, отправить гроб к месту захоронения тайно, с соблюдением всех мер предосторожности. Что и было в точности исполнено

До последнего момента друг поэта — А. И. Тургенев, провожавший его в последний путь (именно он находился в той памятной кибитке), не знал, куда они едут и где будет могила Пушкина. Таким образом, с первых дней тайна окутывала всё, что связано с кончиной российского гения, и все последующие годы её тень не покинет могилы в Святогорском монастыре.

Пропавшие черепа

Для понимания причин, которые помешали советским ученым реконструировать облик Бориса Годунова, стоит обратиться к работе над останками другого русского правителя – Ивана Грозного. При вскрытии его гробницы в усыпальнице Московского Кремля ученым открылась следующая картина. Царские останки размещались в белом саркофаге. Вытянутый скелет лежал на спине, при этом на нем сохранились истлевшие остатки монашеских одеяний. Но самое удивительное – на черепе невооруженным взглядом различались небольшие клочки бровей, усов и бороды. Хорошая сохранность останков, и в первую очередь черепа, помогли точно воссоздать облик русского правителя. Так потомки увидели лицо, перекошенное жестокой, брезгливой и неприятной гримасой. Таким нам и запомнился Грозный: с плотно сжатыми губами, нависающим крючковатым носом, выступающим вперед массивным подбородком.

А что же обнаружили советские антропологи, дважды приезжавшие в Троице-Сергиеву Лавру для вскрытия усыпальницы и изучения останков Бориса Годунова? Несколько фрагментов костных скелетов, принадлежавших членам семьи Годунова. При этом было невозможно понять, мужчине или женщине принадлежит скелет. В первую экспедицию 1945 года ученые якобы нашли фрагменты одного черепа. Во вторую, через два года, в усыпальнице и его не оказалось. Это поставило крест на замысле Михаила Герасимова воссоздать точный облик русского царя и помочь историкам приблизиться к разгадке фактов его биографии. Например, точнее определить, в каком возрасте Борис Годунов вступил на престол и на каком году жизни скончался.

Кого хоронили под видом Александра I

Известный писатель Натан Эйдельман, автор многих популярных книг по истории России 18-19 столетий, в книге «Первый декабрист» (1990) о Владимире Раевском подробно коснулся этой темы

Прежде всего, писатель обратил внимание на обстоятельства погребения Александра I. Свидетелями его кончины в Таганроге было всего четыре человека: 1) его жена, императрица Елизавета Алексеевна, которая умерла через несколько месяцев (про неё тоже ходила легенда, что она вслед за мужем ушла в монастырь); 2) лейб-медик Вилье, «который (в своих интересах, конечно) не скажет ничего лишнего»; 3) генерал Пётр Волконский, «про которого говорили, будто он произносит за год в среднем одно слово, и это слово – “нет”»; 4) генерал Иван Дибич, который умер пять лет спустя

Только в марте 1826 года гроб с телом императора привезли в Петербург, и состоялись похороны. «Гроб открывают на короткое время для избранного круга – царской семьи, европейских родственников и дипломатов». Один из дипломатов писал, будто императрица-мать Мария Фёдоровна воскликнула: «Нет, это не мой сын!». Другой – что она якобы произнесла: «Да, это мой милый сын, мой дорогой Александр».

Поди разберись с этим! Эйдельман пишет, что даже реплика «это мой сын» как будто предполагает спор с кем-то, кто отрицал тождество покойника с Александром I. Он напомнил, что мать убитого царевича Дмитрия признала своего сына в Григории Отрепьеве. Так что случаи, как говорится, разные бывают. С другой стороны, можно возразить писателю: спонтанные реплики «это не мой ребёнок» нередко срываются с уст матерей, не желающих верить в смерть своего дитя. Таким образом, свидетельства о похоронах Александра I ничего не проясняют.

Могилу вскрывали дважды

Лидин очень подробно описал в своих дневниках тот день, 31 мая, когда начались работы по вскрытию могилы Гоголя. Первое, что отметил писатель – гроб был закопан очень глубоко, и когда рабочие стали вынимать пласты земли, наткнулись на человеческий череп. Останки сохранились, и после экспертизы было установлено, что череп принадлежит мужчине очень молодого возраста.

После того, как рабочие подобрались к гробу Гоголя, стало очевидно, что это не простой гроб, а саркофаг. Когда его удалось поднять на поверхность, была поздняя ночь, но работы не останавливались. После того, как был разбит каменный мешок, присутствующие увидели наполовину сгнивший гроб из дубовых досок, в котором покоилось тело без головы.

Уже в 1931 провели расследование, и было установлено, что могилу вскрывали, когда реконструировали надгробие. Мероприятие подготовили в честь столетия со дня рождения Николая Васильевича. Отсюда пошли слухи о том, что кроме переустановки надгробного креста на могильный камень, монахи похитили голову писателя.

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector