Азербайджан — религия
Содержание:
Вера Бахаи [ править ]
Вера Бахаи в Азербайджане пересекает сложную историю региональных изменений. До 1850 г. в Нахчыване были утверждены последователи предшествующей религии бабизма . К началу 20-го века община бахаи, ныне сосредоточенная в Баку , насчитывала около 2000 человек и несколько местных духовных собраний бахаи . Это способствовало благоприятному вниманию местных, региональных и международных лидеров мысли, а также давних ведущих деятелей религии. Однако в рамках официальной доктрины оГосударственный атеизм во время советской власти, община бахаи почти исчезла , хотя она была немедленно восстановлена после того, как перестройка ослабила контроль над религиями. Община бахаи Азербайджана переизбрала свое Национальное духовное собрание в 1992 году. К 2007 году современное население бахаи Азербайджана, сосредоточенное в Баку, вернуло свой пик, который был до советского периода. , с около 2000 приверженцев, из которых более 80% были новообращенными. Однако община бахаи в Нахчыване, где впервые были основаны верующие азербайджанцы, подвергалась серьезным преследованиям и притеснениям еще в 2006 году . хотя это также может быть связано с пунктами 1–3 статьи 18 Конституции Азербайджана, подтверждающими, что все религии равны перед законом, но пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма, запрещена.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
1.4. Христианство в республике Азербайджан
Азербайджан приютил на своих просторах и ответвления христианской религии: католики, протестанты, православные и некоторые малые группы нашли здесь свое место.
1.4.2. Церковь Кавказской Албании
Но официальное становление христианства на территории Кавказской Албании, произошло в IV веке, когда Албания приняла христианство от Армении. Начальной точкой принято считать крещение албанского царя Уйнара, совершённое святым Григорием Просветителем. Св. Григорий крестил царя, и назначил предстоятелем Албанской Церкви своего внука, по имени Григорис.
1.4.3. Католическая церковь
Католическая церковь тоже пришла в Азербайджан, ещё на заре ХIV века, когда сюда стали прибывать миссионеры различных монашеских орденов. Католики создавали в этой земле свои миссии, монастыри и образовательные учреждения.
Римский папа, Иоанн XXIII, учредил в стране огней епархию, входящую в состав митрополии Сольтание.
Сегодня, католическая церковь имеет здесь около 2000 последователей, и всего один храм.
1.4.4. Православная церковь — вторая по численности в Азербайджане, после мусульманской.
Предание! Христианское вероучение распространилось на этих землях в результате проповедей апостола Елисея, рукоположенного на апостольство Иаковом – первым Иерусалимским Патриархом и Варфоломея. Это происходило, когда территория Азербайджана принадлежала древнему Албанскому государству.
Предание! Апостол Варфоломей принял на землях тогдашнего Албанского государства мученическую смерть.
Православная церковь насчитывает 209,7 тысяч приверженцев. Православие укрепилось здесь, разрослось, и сегодня это — вторая по численности церковь Азербайджана, после мусульманской.
Интересный факт! В Кафедральном соборе Святых Жён Мироносиц есть весьма ценная для православного мира реликвия – ковчег с частицей мощей Апостола Варфоломея, который считается покровителем города Баку и является местом паломничества для многих приверженцев христианства.
1.4.5. Албано-Удинская Христианская Община – отдельно от РПЦ
Азербайджан находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской Православной Церкви. Но есть здесь ещё одна община, не принадлежащая к упомянутой Епархии.
Речь идёт об Албано-Удинской Христианской Общине, появление которой связано с восстановлением Кишского храма в Шеки, который, по преданию, был заложен ещё самим Апостолом Елисеем.
Несмотря на попытки РПЦ присоединить Албано-удинцев к Бакинской Епархии, на сегодняшний день община живёт и священнодействует отдельно.
Интересный факт! Религиозные обряды в общине проводят не канонические священники, а каждый из ее членов.
1.4.6. Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев
По состоянию на 2010 год, насчитывается около 7 000 прихожан традиционных протестантских церквей, и ещё немногим более 10-ти тысяч свободных протестантов.
Одним из ответвлений протестантизма в Азербайджане является баптизм. Он пришёл в Баку вместе с бывшим молоканином Ивановым-Клышниковым, а отсюда благополучно распространился по территории страны.
Выбор будущей жены
Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.
В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье
Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены
Выясняется качества девушки:
- Как она держит себя на людях, скромна ли.
- Насколько она хозяйственная.
- Оценивается кулинарное мастерство.
- Состояние здоровья.
- Образование.
Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
Иерархия в ААЦ
Духовные степени
Копьё Лонгина в сокровищнице Эчмиадзина Наивысшей духовной ступенью иерархической лестницы Армянской Церкви является Католикос всех армян, который рукополагает епископов, а те в свою очередь священников. В иерархию Армянской Церкви входят следующие чины:
- Католикос (арм. Կաթողիկոս) — имеет абсолютные полномочия совершать таинства, в том числе и хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов. Католикос представляет верховную и централизованную власть Армянской Церкви. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, благословение новых законов и новых праздников, основание новых епархий и т. д. Католикос избирается Церковно-Национальным Собором пожизненно.
- Епископ — управляет епархией. От вардапета внешне его отличают епископский посох, перстень на мизинце правой руки, а также наперстный крест-панагия, украшенный драгоценными камнями. Такую панагию имеют право носить только епископы. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. Епископы рукополагаются католикосом и избираются только из числа безбрачных священников имеющих ученую степень. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Из числа особо выдающихся епископов выбираютсяархиепископы ипатриархи . Титул архиепископа в Армянской Церкви, в отличие от других Церквей, только почетный: он не дает никаких преимуществ архиепископу перед другими епископами
- Священник — обязанностью священника является пастырство, то есть попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Священник может совершать все таинства кроме рукоположения и освящения мира. Священники в армянской церкви делятся наженатых ибезбрачных .Женатый священник прежде чем стать служителем должен состоять в браке не менее года и иметь ребёнка. Священник-вдовец может принять монашество или жениться во второй раз. Брачные священники могут достичь звания протоиерея.Безбрачный священник (иеромонах) сразу после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает «вегар» (особый головной убор — клобук) как символ отречения от мира. Безбрачные священники имеют возможность получить ученую степень
- Саркаваг (арм. սարկավագ, дьякон) — сослужит в таинствах.
- Дпир (арм. դպիր, чтец) — начальная духовная степень. В настоящее время чтец совмещает обязанности разных служителей древней церкви: псаломщика, пономаря, ключаря, фонарщика.
Ученые степени
В Армянской церкви служители могут получить ученую степень, которая присваивается только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. Ученые степени подразделяются на:
- Вардапет (арм. վարդապէտ, архимандрит) — соответствует степени кандидата наук
- Тцайрагуйн вардапет (арм. ծայրագույն վարդապետ, протоархимандрит) — соответствует степени доктора наук.
Отличительным атрибутом духовенства, имеющего ученую степень, является архимандритский жезл в виде двух змей, обвивающих друг друга, что символизирует мудрость, право учить и проповедовать. В Армянской церкви, в отличие от других церквей, ступени архимандрита и протоархимандрита являются не должностными, а учёными степенями.
Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях
Что привлекает в женщинах азербайджанских мужчин?
Они, как и все мужчины, любят глазами. Чтобы понравиться такому мужчине, нужно быть красивым и ухоженным. Мужчины очень любят женственность. И чем элегантнее и ярче женщина, тем лучше. Какие они, азербайджанские мужчины в отношениях? Мужчины очень любят потакать женским прихотям. Но надо быть капризным, красивым, кокетливым.
Терпеть не могу упрямства и упрямства. Они лидеры по натуре и не любят, когда их не слушаются. Для мужчины женщина — хранительница семейного очага и мать его детей. Поэтому они предпочитают, чтобы она оставалась дома и занималась семейным бизнесом: она вкусно готовит, стирает, следит за порядком, заботится о детях и так далее.
В их понимании лучшая самореализация женщины — это быть матерью и женой.
ислам
Внешнее видео |
---|
В постсоветский период, хотя большинство населения Азербайджана все еще номинально идентифицирует себя с исламом, исследования показывают, что азербайджанское общество оставалось относительно светским после распада Советского Союза. Хотя по оценкам 93-99% населения Азербайджана являются приверженцами ислама, значение религии в повседневной жизни остается низким. Мусульманское население составляет примерно 85% шиитов и 15% суннитов , однако традиционно различия не особо подчеркиваются.
Правительство Азербайджана придерживается светской позиции. Статья 7 конституции Азербайджана официально провозглашает Азербайджан светским государством. Статья 18 провозглашает отделение религии от государства, равенство всех религий перед законом, а также декларирует светский характер государственной системы образования. В декабре 2010 года Министерство образования Азербайджана объявило о запрете ношения хиджаба, в соответствии с которым ученикам запрещено носить хиджаб в школах и университетах. В апреле 2021 года в парламент Азербайджана был внесен дополнительный пакет предложений о внесении дополнительных, строго светских поправок в Закон о религии и Административный кодекс Азербайджана.
Свадебный процесс
Азербайджанская свадебная процессия отличается от других и проходит в несколько этапов. Сначала предварительное знакомство. У нас это проходит так: парень узнает, что работает/учится девушка и идёт смотреть на неё. А женская часть родственников пытаются всё узнать у знакомых о семье невесты. Будущие сваты приходят к ним в гости и оценивают обстановку. У нас в тухуме говорят так: хочешь узнать, каков ребенок и каково его воспитание, смотри на его родителей и на среду, в которой он живет. Если невеста оправдала ожидания женской половины родственников парня, то есть, показала свое воспитание, правильно подала и унесла чай, приветливо улыбалась и развлекала гостей, сваты готовятся к следующему визиту. Как правило, следующим визитом является сватовство. На этот раз в гости приходят обязательно родители, родственники (в основном, это женщины) и сам жених. На этом этапе сторона девушки даёт окончательный ответ, и, если он «хери», то есть, «да», то подаётся сладкий чай, и уже жених надевает кольцо на безымянный палец левой руки невесте. Следующий этап – это обручение. Он происходит после получения согласия со стороны семьи невесты. Согласно совместному решению обеих семей происходит большое торжество (наподобие свадьбы). На церемонии невесте надевают кольцо и накидывают платок на голову. На этом этапе есть своеобразные обычаи. Например, после обручения невеста кладёт свою правую руку на голову незамужних девушек, что означает «желаю тебе такого же счастья». Моя сестра делала точно также своим сестрам и подругам. Далее она даёт примерить свое кольцо другим девушкам, если верить поверью, кому кольцо будет как раз, ту и в скором времени ждёт свадьба. Однажды, когда я была маленькой, мама рассказывала, что, если укусить конфету с праздничного стола после обручения незамужней девушке, и вторую часть положить под подушку, то во сне можно увидеть своего суженого. За неделю до свадьбы семья невесты обязательно проводит торжественное мероприятие, на котором присутствуют все женщины из обеих семей. Обычно на таком мероприятии бывает весело, можно узнать будущих родственников поближе, подружиться с кем-нибудь, сблизиться со свекровью и так далее. Однажды на таком мероприятии я нашла себе подругу. Процесс длится аж до вечера, в конце которого невесте наносят хну на руки, а её сестры и подруги рисуют узоры на своих руках. Семья жениха приносит дары: «хончи» (подносы), наполненные сладостями и подарками невесте, которые в ходе церемонии раскрываются и показываются всем гостьям. В состав подарков входит косметические наборы, ювелирные украшения, одежда, обувь, сумки, различные аксессуары, заколки и много чего другого. После всех этих этапов происходит самый торжественный – свадьба. Подготовка к этому этапу очень долгая и тщательная. Каждая из семей выполняет свои обязанности. Они нанимают дом торжеств, где собираются родственники, знакомые и друзья обеих семей. Иногда даже на свадьбу приходят школьные учителя и одноклассники. На свадьбе рядом с невестой обязательно несут зеркало («зеркало судьбы») и две свечи, которые носят тети или сестры: одно со стороны невесты, другое – со стороны жениха. После свадебной церемонии невеста едет в дом жениха, жить с ним и его родителями.Стоит упомянуть, что родители невесты дарят ей приданое
В одних семьях его собирают с рождения девочки, в других – когда девочка становится девушкой и на неё начинают обращать внимание и оценивать в роли невесты. Мне, например, 17 лет, однако, у меня есть очень много приданного, потому что мама начала собирать его, когда я была ещё ребенком
Так родители делают, потому что приданое всегда должно быть высшего качества, а, как известно, все хорошее стоит хороших денег. Поэтому гораздо легче собирать приданое годами, выбирая классику. Например, в нашей нации престижной и классической посудой является чешский кобальтовый сервиз «Полевой цветок», который есть и у меня. В состав приданого входит: постельное белье, чайные и обеденные наборы, разные бытовые и домашние утвари, чайные и банные полотенца, столовые приборы, спальня, гостиная и кухня, некоторых случаях – драгоценности. И всё это в обильном количестве. Поэтому молодым особо суетиться и не надо, дом и бытовая кухня у них есть. За несколько дней до свадьбы необходимую мебель привозят и родственники обеих сторон украшают дом, а после переезда невеста переставляет на свой лад