23 октября 1917 года в черту города включена Красюковка. Хроника Сергиева Посада. Календарь октябрь 1917 года.

23 октября 1917 года в черту города включена Красюковка. Хроника Сергиева Посада. Календарь октябрь 1917 года.

План Красюковки
План Красюковки

23 октября 1917 года в черту города включена Красюковка.

В октябре 1917 года одним из последних распоряжений МВД Временного правительства в состав городской черты Сергиевского посада была включена Красюковка, то есть территория современных Бульварной, Огородной и Полевой улиц. Прибежище людей литературы и искусства, зафиксированных не только в отечественных справочниках, но и в зарубежных (в частности, в «Британской Энциклопедии»). А зародился этот уникальный район в последней четверти XIX века и своим появлением обязан человеку, имя которого до сих пор сохранила народная топонимика. Михаил Николаевич Красюк – выходец из многодетной дворянской семьи в Александровском уезде. Военную службу закончил в чине штабс-капитана. Но народная молва возвела его в генералы, а по одной из легенд он был даже «бывшим Екатеринославским генерал-губернатором».

В годы русско-турецкой войны 1877-78 гг. Михаил Николаевич работал в посадском Красном Кресте, а затем до конца жизни (он умер в январе 1907 г. унаследовал его владения, по-видимому, племянник, отставной генерал-майор Александр Красюк. Именно поэтому долго считалось, что основателем Красюковки был «генерал» Красюк.) возглавлял благотворительную организацию – Братство во имя преподобных Сергия и Никона.

Красюковка на карте Шуберта Московской губернии 1860г.
Красюковка на карте Шуберта Московской губернии 1860г.

В то время землей на месте Красюковки владели кукуевские жители. Но земледелие на этих почвах было убыточным, а выпас скота затрудняла железная дорога. И они за гроши продали эту землю Братству. Земля была приобретена им вскоре после войны «вместе с прочим владением от крестьян-собственников Дмитровского уезда Морозовской волости второго участка села Клементьева, Захребетной и Троицких слобод по купчей крепости, утвержденной Московским Старшим Нотариусом 15 июня 1878 года» (цитата взята мною из договора о купле-продаже одного из домовладений на Бульварной улице). Среди старожилов бытует версия, что земля была подарена штабс-капитану «императорским повелением» за хорошую службу. Возможно, речь идет о какой-то ее доле.


Просмотреть увеличенную карту

География Красюковки

Граница района с севера и востока проходит по оврагу. На дне его протекает небольшой ручей, берущий свое начало еще за железной дорогой, где-то в районе садоводческого товарищества ЗОМЗа (Загорского оптико-механического завода). По склону оврага кое-где сохранились старые березы, также, возможно, обозначавшие границы района. Череда этих деревьев, многие из которых уже заменены молодыми, тянется вдоль железной дороги с запада. Естественной южной границей Красюковки служит полноводный Карбушинский ручей. Он несет свои воды в Скитские пруды. Истоки ручья находятся под землей, в районе Ново-Угличского шоссе. Затем он прячется под заваленным оврагом вдоль Валовой улицы и на территории нынешнего завода школьного приборостроения. Увидеть Карбушинский ручей на картах и наяву можно только после железнодорожной насыпи, чуть севернее переезда на Вифанской улице.

Красюковка. Колодец Истории. ч. 1

Северо-западный угол Красюковки занимает вековая березовая роща – заказник районного значения (решение исполкома загорского горсовета №554 от 20.05.80г.). Ближе к железной дороге и в отдельных местах она совсем молода: почти тысячу берез посадили местные жители в 1970-е годы, чтобы восстановить ее. В старой роще находится большой прямоугольный пруд – любимое место отдыха окрестных жителей.

От церкви на восток идет центральная улица Красюковки – Бульварная улица. На ней в четыре ряда стоят старые березы. Раньше улица так и называлась – Березовый бульвар. Почти в самом начале под деревьями виден скромный памятник красюковцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Его соорудили сами жители района, и он стал предметом их постоянной заботы и внимания – в списке из пятидесяти фамилий значатся их родные и друзья.

Красюковка. Колодец Истории. ч. 2

Параллельно Бульварной идут: с севера – Полевая, а с юга – Огородная улицы. От Вифанской до церкви протянулся Березовый переулок, за ним как продолжение – короткая Лесная улица. Есть в районе еще несколько переулков. Карбушинская набережная и Карбушинская улица расположились по берегам одноименного ручья. Последняя находится на его правом берегу, поэтому, скорее всего, раньше не входила в состав Красюковки. Но за прошедшие сто лет набережная и улица с тем же названием слились в единое целое.

Сейчас район представляет собой зеленую окраину города, состоящую в основном из одноэтажных деревянных построек. Много еще сохранилось крепких, добротных домов постройки начала XX века, иногда настоящих памятников архитектуры. Хотя нынешний строительный бум здесь, возможно, заметнее, чем в других частях города: кирпичные особняки, как грибы, вырастают то рядом со старыми зданиями, то на их месте.

На выбор участка Красюка благословил знаменитый старец о. Варнава (Меркулов) из близлежащего Черниговского скита. Михаил Николаевич обустроил свои владения как рачительный хозяин: обнес их земляным валом, по которому посадил березы; проложил булыжную мостовую от Вифанской улицы на теперешнюю Полевую.

Церковь Михаила Архангела.Начало XX века
Церковь Михаила Архангела.Начало XX века

По благословению того же старца и с помощью монахов обители Красюк в 1902-03 гг. построил домовую церковь в честь архангела Михаила, своего небесного покровителя, и богадельню при ней на первом этаже церкви, называвшуюся убежищем преподобных Сергия и Никона.

Вскоре церковь стала приходской в новом районе. Постройка очень экстравагантна, план начерчен самим Красюком и при внимательном рассмотрении напоминает симбиоз водонапорной башни и железнодорожного блокпоста. Именно поэтому духовные власти долго не утверждали строительную документацию, но, в конце концов, смирились.

По архитектуре церковь является редким и необычным образцом эпохи историзма. Это трехэтажная постройка башнеобразного типа. Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Собственно храм занимает второй этаж церкви, под ним трапезная. Третий этаж храма используется в качестве звонницы. К трапезной с юга примыкает двухэтажный жилой дом, на первом этаже которого была когда-то богадельня, а на втором, по-видимому, проживал сам Красюк. Первым священником в храме был Николай Иванович Милославин, до этого дьякон Всехсвятской церкви на Кукуевском кладбище. Он служил в Михайло-Архангельском храме до самой своей смерти в 1921 году. Далее вспомним всех, кто служил в церкви до полного ее закрытия. Это зять о. Николая Милославина Вениамин Воронцов; о. Владимир Соловьев; затем его отец о. Никон Соловьев; игумен Потапий из Троице-Сергиевой лавры; иеромонах Зосимовой пустыни Викентий; игумен Вифанского монастыря Порфирий; о. Василий; иеродиакон Гедеон из Троице-Сергиевой лавры; иеродиакон Ефросим из Зосимовой пустыни. Иоанн Бобрик, житель Бульварной улицы, репрессированный впоследствии, был псаломщиком в храме в 1923-26 гг. Регентом церковного хора в 1920-е гг. был Николай Николаевич Плющев, житель 1-ой Рыбной улицы. Кроме того, в храме служил архимандрит Иероним (Захаров), будущий епископ Рязанский и Касимовский.

Обустроив свои владения, Красюк стал продавать участки земли под жилую застройку. Уже в 1880-х гг. на Красюковке появились первые жители. Одни покупали участки под дачи (Киселевы, Бабаевы), другие (например, Корниловы) селились основательно. Место было замечательное: зеленая окраина города, но недалеко железнодорожный вокзал, совсем близко Лавра и Черниговский скит. А сам Михаил Николаевич построил дома себе и двум своим сестрам.

Жукова роща
Жукова роща

Для выполнения работ по обустройству «микрорайона» Красюк пригласил подрядчика Жукова. Именно стараниями последнего был выкопан пруд, насажена березовая роща (в память своего создателя прозванная «Жуковкой») и березовая аллея («бульвар»).

Жукова роща
Жукова роща

По воспоминаниям старожилов, это был зажиточный крестьянин, купивший, возможно, на паях с Красюком, северо-западный угол участка. Роща могла существовать и раньше, но пруд выкопали по распоряжению Жукова. Здесь была оборудована платная купальня, установлены женские и мужские дни. По другой версии или, может быть, в другое время, пруд делился на две половины: мужская была со стороны Полевой улицы, женская – с угла ближе к церкви. В нем всегда водилась рыба – в основном караси, которых вылавливали и подавали к столу богаделок. Пруд регулярно чистили. Кроме того, вода освежалась за счет ключей, бивших посередине водоема. По берегам росли кусты смородины. В Жуковой роще росло много грибов; впрочем, их собирали и прямо на усадьбах. Роща и пруд были обнесены забором.

Жукова роща. На пруду.1950-е гг.
Жукова роща. На пруду.1950-е гг.

Отличала Красюковку, как бы сейчас сказали, «экологическая атмосфера», а также близость к городу, станции и святым окрестностям Лавры. Все это накладывало отпечаток на состав населения. Московская профессура, люди искусства, духовенство. Обосновался здесь ученик К. Леонтьева и издатель его литературного наследия А.А. Александров (1861-1930 гг.). В своем доме, построенном в неорусском стиле, разместил он обширные коллекции, позднее ставшие местным музеем. По завещанию владельца эти ценности передавались городу, и после смерти А.А. Александрова влились в коллекции нашего музея.
Красюковка по административному делению 1920 – нач.1930-х входила в 3-й район. Кроме непосредственно Красюковки, туда же относились и земли, не входившие в нее до 1917 г. – часть ул. Вифанской (Комсомольской) от переезда в сторону Вифании и Карбушинской улицы (тогда – Ново-карбушинская, т.к. Карбушинской считался Карбушинский переулок).

И.А. Голубцов. председатель Комитета Вифанско-Красюковского района
И.А. Голубцов. председатель Комитета Вифанско-Красюковского района

В середине 1920-х город начинает бесплатное выделение под жилищную застройку свободных земель в районе Красюковки. В это же время официально закрепляются названия улиц и переулков – ул. Бульварная, Полевая, Огородная и Красюковская набережная (позднее – Карбушинская набережная). К началу 1930-х ул. Ново-карбушинская становится Карбушинской, Красюковский переулок становится сначала Александровским (в честь коллекционера А.А. Александрова, создателя частного музея), а затем в нейтральный Березовый переулок, формируется Лесная улица. Очень часто в почтовых адресах указывается новое название, и тут же приписывается – Красюковка.

История Красюковки пестрит громкими именами. Исаак Бабель, Андрей Платонов, Алла Тарасова, Джеймс Паттерсон. В 1920-е годы «Третий район» (таково стало советское имя этих мест в 1920-30 гг.) стало прибежищем большого количества «бывших» – представителей аристократических семей. Из них, пожалуй, наиболее изученными (благодаря неутомимым трудам сотрудника краеведческого отдела СПИХМЗ Т.В. Смирновой) стали Трубецкие.

Дом А. Беляева на Красюковке, где в 1917 г. поселился В.В. Розанов с семьей. Ул. Полевая, д.1. Фото 1915 г.
Дом А. Беляева на Красюковке, где в 1917 г. поселился В.В. Розанов с семьей. Ул. Полевая, д.1. Фото 1915 г.

Среди громких имен отечественной культуры, связанных с Красюковкой послереволюционного периода, несомненно, особое место занимает фигура В.В. Розанова. Осенью 1917 года, по рекомендации П.А. Флоренского, он приехал в Сергиевский посад и остановился в доме священника Беляева (ул. Полевая, д. 1). Короткое (лето 1917 – февраль 1919), драматичное, творчески насыщенное, его пребывание в Сергиевом Посаде оставило след в образе «Апокалипсиса наших дней», произведения, написанного и напечатанного тиражом 2000 экз. в нашем городе. Василий Васильевич был похоронен в Черниговском скиту, рядом с философом К. Леонтьевым. А ученик К. Леонтьева, издатель его наследия А.А. Александров, журналист, публицист, поэт-дилетант и коллекционер, в 1920-е годы из своих многочисленных коллекций создал первый в городе частный музей. Особенно были ценны его собрания фарфора. Дом А.А. Александрова на ул. Бульварной сделался важным местным культурно-эстетическим центром, где бывали художники, писатели, другие интересные люди. В 1930 г. коллекции А.А. Александрова, согласно его завещанию, перешли в Загорский историко-художественный музей.

Учащиеся красюковской школы. 1930 - е гг.
Учащиеся красюковской школы. 1930 — е гг.

У городских властей «Третий район» был костью в горле, и именно поэтому одной из первых приходских церквей города была закрыта Михайловская. Имевшаяся при нем богадельня в 1918 г. перешла под контроль отдела социального обеспечения. В 1921 г. на базе ее помещения Высшая электрошкола (ВЭШ) организовала на свои средства детский дом для детей голодающего Поволжья. Просуществовал он до осени 1923 г. (т.е. до того, как Электрошкола, уже в звании Академии, уехала в Петроград). Вместо детдома открыли школу первой ступени №3 (позднее она стала начальной школой №13). В 1929 г. была развернута кампания за закрытие храма и использование его под клуб Шелкоткацкой фабрики им. 8 Марта. В январе 1930 г. Михайловская церковь была закрыта, однако фабрика ее не получила. Энергичная заведующая школой О.В. Барыкина добилась передачи всего помещения под школу. Тем более что как раз вышло постановление о всеобщем начальном образовании. Проработала школа до 1971 года. Потом ее сменили медучилище, строительно-монтажная контора, кооператив.

В воспоминаниях и мемуарной литературе отражено пребывание на Красюковке И. Бабеля, актрисы А. Тарасовой, писателя А. Платонова, художника А. Лентулова, многих других людей искусства. Жизнь обитателей Красюковки ярко изображена в дневниках писателя М.М. Пришвина.

На ул. Бульварной находится первый в городе народный памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1985 г. (до этого к 20-летию Победы была открыта мемориальная доска на здании школы №13).

В конце XX века оно было возвращено Церкви. Знаменательно, что дочь о. Николая Милославина Елизавету Николаевну Волкову, скончавшуюся на 90-м году жизни в марте 1991 года, отпели уже во вновь открытом Михайло-Архангельском храме. Сейчас настоятель в нем о. Вячеслав Тулупов.

Первая литургия в церкви была отслужена уже через месяц. Одновременно храм и бывшую богадельню восстанавливали. Ломали перегородки, настилали полы, заменяли прогнившие бревна в здании бывшей богадельни. По словам о. Вячеслава, храм воссоздавался народом и на народные деньги. Фотографию старого иконостаса принес С.М. Боскин (о С.М. Боскине см главу «Огородная улица»). По ней был установлен перечень икон. Жители отдавали в храм старые иконы, доставшиеся от предков, в том числе, икону Архангела Михаила. Сейчас бывшая домовая, а затем приходская церковь Михаила Архангела переживает свое второе рождение, обретя многочисленную паству среди жителей Красюковки, Козьей горки (Козья горка – неофициальное название жилого района к северу и востоку от Красюковки. Застроена частными домами), Рабочего поселка (Рабочий поселок возник вместе с Загорским оптико-механическим заводом в 1935 году. В настоящее время представляет собой благоустроенный микрорайон города.) и всей восточной части города.

Заканчивается Красюковка большим песчаным карьером, в котором в 1920-50 гг. проводились стрелковые соревнования – сначала среди охотников, а затем спортивных стрелковых команд.

И хотя к концу ХХ века Красюковка утратила немало своих домов (далеко не худших!), ее историческая память жива. В 1990 году Михайловская церковь была возвращена верующим. Тогда же появилась мемориальная доска и на «розановском» доме. Кто-то из детей “серебряного века” заметил: “Форма меняется, дух остается”. И это с полным правом можно отнести к нашей Красюковке.

Красюковка не немецкой фотокарте
Красюковка не немецкой фотокарте

Еще в 1943 г. городские власти объявили березовую рощу охраняемой природной зоной, это постановление под давлением общественности было подтверждено уже в 1980-е годы. Березовая роща и березовая аллея, которые легли затем в основу Бульварной улицы – интереснейший природный памятник нашего города.

Добавить комментарий