АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ОСМЁРКИН, (1892-1953), художник, педагог

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ОСМЁРКИН, (1892-1953), художник, педагог

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ОСМЁРКИН, (1892-1953), художник, педагог
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ОСМЁРКИН, (1892-1953), художник, педагог

Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) в семье чиновника. В 1911 году окончил Киевское художественное училище.

В 1913 году переехал в Москву для занятий в студии И. Машкова. В следующем году впервые участвовал в выставке объединения «Бубновый валет». Как и все члены этого объединения он любил сочную живопись.

В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму.

В 1918-1948 гг. преподавал в художественных ВУЗах Москвы и Ленинграда.

С января 1944 года жил на территории Лавры в составе эвакуированной из Ленинграда Всероссийской академии художеств.

«Город оставил след в биографиях художников или удачно написан¬ным полотном, или обретенной, прочувствованной темой. У А.А.Осмеркина он стал началом нового периода зрелого творчества, отмечен¬ного созданием цикла пейзажей, справедливо названного А. Ю. Никичем «сюитой о Загорске», настолько зримо свидетельствует он о даре живописца опоэтизировать натуру с помощью красок…

Ученики Осмеркина вспоминают, что его «мастерская в Академии была неким оазисом, в котором расцветала… настоящая живопись, связанная с именами замечательных московских художников, а ее мис¬сионером… был Осмеркин…»

За один сезон 1944 г. Осмеркиным было написано около двадцати картин в малых жанрах, — натюрморты, пейзажи. Среди них: «Весна. Плотничья и Каличья башня Троице-Сергиевой лавры», «Загорск. Шестой корпус. (Внутренние ворота в Лавре)» — обе собрание ГРМ, «Натюрморт на фоне Уточьей башни» — собрание музея-заповедника «Абрамцево», стоящие в ряду лучших произведений автора. К их чис¬лу относятся два полотна из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника: «Водяная башня. Дворик лавры» и первый вариант «Трапезная в Троице-Сергиевой Лавре». На фоне живописи того времени работы отличаются почти полемической смелостью фор¬мальных решений, композиционной остротой и цветовой звучностью. В них «поражает острота ощущений жизни, конкретный мир повсед¬невности воспринят и трактован… светло-поэтически…».( Куценко, Е.В. Всероссийская академия художеств в Загорске (1944) / Е.В. Куценко // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения.1995 / сост. Т. Н. Манушина; Комитет по культуре и туризму администрации Моск. обл.;Сергиево-Посадкий государственный историко-художественный музей-заповедник. — Сергиев Посад: ПИК, 1995. — С. 112-113).

После Великой Отечественной войны художник неоднократно приезжал в наш город. Им написаны такие полотна как «Номер в гостинице. Загорск», «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», «Лавра со стороны Плотничьей башни», «Штатно-Садовая улица. Загорск», «Загорский кремль».

Никич, А.Ю. Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / А. Ю. Никич. — М.: Советский художник, 1981. — 397 с.: цв. ил.
Смирнова Т. В. Сергиев Посад в русской живописи / Т. В.Смирнова // Подмосковный летописец. -2008. — № 1. — С. 62-67.
Смирнова, Т. В. Осмёркин. Сергиев Посад в русской живописи [Электронный ресурс] /Т.В.Смирнова, В. Доронина; НОУДО «Нива»/ — Режим доступа: http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2009/web-pages/belousova/doronina_vladislava/html/osmerkin2.html — 22.10.2011

Добавить комментарий